В госкорпорации «Ростех» призвали воздержаться от чрезмерной критики в адрес самолета Sukhoi Superjet 100 после двух подряд инцидентов с участием этого воздушного судна. По заявлению компании, показатели надежности Superjet сопоставимы с аналогами иностранного производства. «Если условный „Мерседес“ попадает в аварию, это не значит сразу, что автомобиль плохой. Все известные серьезные авиапроисшествия с „Суперджетом“ связаны либо с человеческими, либо неблагоприятными внешними факторами», — сообщили в «Ростехе» в комментарии для РБК.
Говоря о происшествии в аэропорту Антальи, компания указала на сложные метеорологические условия: самолет попал в зону «сдвига ветра», что привело к жесткой посадке с ударом о взлетно-посадочную полосу. При этом все системы воздушного судна сработали штатно, однако левый двигатель получил значительные повреждения, сказали в «Ростехе»: «Часть топлива вытекла из поврежденного агрегата и загорелась на взлетно-посадочной полосе». Причины инцидента предстоит определить комиссии, созданной для расследования, добавили в госкорпорации.
Два инцидента с Sukhoi Superjet 100 произошли в течение суток 24 ноября. Утром самолет авиакомпании «Азимут» совершил аварийную посадку в аэропорту Красноярска из-за неисправности гидравлики передней стойки шасси. Никто из пассажиров и экипажа не пострадал. Вечером того же дня другой лайнер этой же авиакомпании, выполнявший рейс из Сочи, жестко приземлился в аэропорту Антальи, после чего у него загорелся один из двигателей. Благодаря оперативным действиям пожарных, обошлось без жертв.
Ранее, в июле, еще один Superjet разбился в Подмосковье во время перегоночного рейса без пассажиров. Экипаж из трех человек погиб. Причиной катастрофы стали неисправности в системе датчиков угла атаки.
После начала войны в Украине Россия столкнулась с ограничениями на поставки запчастей и техническое обслуживание самолетов. Европейские и американские компании прекратили сотрудничество с «Ростехом», в том числе французская Safran Aircraft Engines, занимавшаяся производством двигателей SaM146 для Superjet.
Из-за санкций Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) начала разработку полностью импортозамещенного варианта Superjet. Однако его производство пока не началось, а планируемые для этих лайнеров российские двигатели ПД-8 еще не сертифицированы. Бывший глава ОАК ранее отмечал, что установка таких двигателей будет сопоставима по стоимости с остаточной ценой самолета.
В конце ноября ОАК уволила сразу трех руководителей авиаотрасли: гендиректора ПАО «Яковлев» Андрея Богинского, управляющего директора АО «Туполев» Константина Тимофеева и директора Казанского авиазавода Николая Савицких. Эти кадровые изменения связаны с провалом амбициозного плана по увеличению производства гражданских лайнеров до рекордных с советских времен объемов.
Правительство ставило задачу выпустить в 2024 году 40 гражданских самолетов, включая импортозамещенные Superjet, Ту-214, MC-21 и Ил-114-300. Однако за прошедший год были произведены только два Ту-214 и один Ил-96-300.
До развязывания Владимиром Путиным войны в Украине российский авиапарк насчитывал 1031 самолет, две трети из которых составляли суда Boeing и Airbus. Из-за санкций поставки запчастей для этих лайнеров были прекращены. Поскольку планы РФ наладить собственное производство авиационных деталей успехом не увенчались, то, согласно прогнозам консалтинговой компании Oliver Wyman, к 2026 году российский авиапарк может сократиться более чем вдвое.