МОСКВА, 19 ноя (Рейтер) - Российский Центробанк не может повлиять на рост тарифов естественных монополий и воспринимает правительственные решения как данность при установлении уровня ключевой ставки, сказала глава ЦБР Эльвира Набиуллина.
Если раньше власти проводили индексацию тарифов ЖКХ и других по принципу «инфляция минус», что позволяло не допускать индексации платежа граждан больше, чем на величину инфляции, и антимонопольная служба следила за нарушениями, то в последние годы ситуация изменилась.
Новый бюджет, который Госдума планирует окончательно принять 21 ноября, содержит проинфляционную индексацию тарифов ЖКХ на 2025 год в размере 12%, а также значимый рост тарифов на газ и перевозки. Такой рост тарифов стал неожиданностью для Центробанка.
Депутат спросил Набиуллину, о какой согласованной антиинфляционной политике может идти речь, если ЦБ не знает о размере индексации тарифов, установленной правительством.
«Рост тарифов естественных монополий - это, действительно, часть устойчивой инфляции, которая влияет на общий уровень цен. Мы не можем влиять на темпы роста цен по каждой компоненте, по каждому из 550 товаров. Мы влияем на общий рост цен. И в любой период одни товары дорожают быстрее, другие дорожают чуть медленнее, но спрос должен быть таким, чтобы общий рост цен был не больше определенного уровня - 4%», - ответила она.
«Если тарифы растут быстрее, значит, по другим компонентам цены должны расти медленнее. И, конечно, мы не можем повлиять на рост тарифов, это понятно, и мы это понимаем. Но что надо учитывать? Сам рост тарифов – это отражение следствия высокой инфляции. Почему естественные монополии приходят с ростом тарифов? Потому что у них выросли затраты, - на материалы, сырье, фонд оплаты труда. И это следствие инфляции», - добавила Набиуллина.
Она повторила, что чем скорее ЦБ достигнет успехов в снижении общего уровня темпов роста цен, тем меньше будет давление на издержки естественных монополий.
«Но, конечно, в этих условиях важно закладывать и повышение эффективности естественных монополий, работы над издержками, как и для всех компаний. Поэтому мы тарифы эти учитываем, принимаем как данность правительственное решение, учитываем их при принятии решения по ключевой ставке с тем, чтобы влиять на общие темпы роста цен», - сказала она.
Так, ЦБР учел в решении о ставке в октябре рост тарифов и другие параметры нового бюджета, когда повысил ставку сразу на 200 базисных пунктов до 21%. Как Набиуллина оценивала ранее, рост тарифов ЖКХ и утилизационного сбора на автомобили прибавит к инфляции около 1 процентного пункта в совокупности.
По оценке Родиона Латыпова, главного экономиста группы ВТБ, только индексация тарифов ЖКХ на 12% при его весе в индексе потребительских цен в 10%, прибавит больше 1% процентного пункта к инфляции. (Елена Фабричная)