Заинтересованных сторон три (если не считать американцев, которые с радостью заменят российские трубопроводные поставки своим сжиженным газом): это европейские потребители, Украина и Россия.
На западном фронте сегодня всё спокойно. В течение почти трёх лет европейцы в срочном порядке приняли те меры, о необходимости которых давно говорили эксперты Еврокомиссии. Те предупреждали, что чересчур сильная зависимость от «Газпрома» угрожает энергетической безопасности Евросоюза. Российский поставщик давал множество поводов убедиться в правоте таких предупреждений. Отключение газа в зимние месяцы 2006 и 2009 годов по политическому решению Кремля, радикальное сокращение поставок в 2014–2015 годах и вся политизированная стратегия «Газпрома» однозначно доказывали, что эта компания превратилась в инструмент нажима и шантажа, и верить ей нельзя.
Готовясь к широкомасштабному вторжению в Украину, Москва заранее пустила в ход газовый инструмент. Примерно с апреля 2021 года «Газпром» прекратил закачку газа в подземные хранилища, которые он приобрёл в Германии и Австрии, и европейцы забили тревогу: зимой их могли ждать перебои энергоснабжения. В 2022 году российский поставщик спровоцировал серьёзный кризис. Он остановил заключение спотовых сделок и реализацию газа через электронные площадки, а затем под разными предлогами стал уменьшать объёмы экспорта по всем маршрутам, и некоторые из них — такие, как газопровод в Финляндию и трассу «Ямал-Европа» через Польшу, — полностью закрывать. В конце концов «Газпром» остановил (ещё до взрывов на дне Батики) и «Северный поток».
Российские деятели не стеснялись публично заявлять, что такими действиями намерены «заморозить» Европу и вызвать экономический крах, если там не положат конец поддержке Украины и не отменят санкции, введённые ещё в связи с захватом Крыма.
Европа и Украина не тревожатся
Европейцы, пусть и с большим опозданием, «прозрели», спохватились и стали действовать.
Активизировали работу над возобновляемыми источниками энергии, приняли дополнительные меры по энергосбережению и энергоэффективности, стали возводить терминалы для импорта сжиженного газа и прокладывать газопроводы через границы стран – членов ЕС, открывать закрытые угольные шахты. Цены, разумеется, выросли, тем более что Европе пришлось переманивать газ с азиатских рынков, предлагая более высокие цены.
Кризис пережили, проблемы в целом решили, да и цены на энергию не просто уменьшились, но стали бить рекорды падения. Энергоёмкая промышленность отчасти пострадала, но не рухнула и продолжает работу.
Если до войны России против Украины многие члены ЕС считали, что не смогут избавиться от зависимости от российского газа до 2027 года и даже принимали программы постепенного отказа от «Газпрома», рассчитанные именно на такой срок, то сейчас стало ясно, что без поставок из России Европа сможет обойтись уже в следующем году. Да, будут трудности в ряде стран, начиная с Австрии и Словакии, но решать их можно путём покупки газа у соседей, пусть и по цене повыше российской. За независимость надо платить, и платить Европа готова, как показал кризис 2022 года.
Еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон прямо заявила, что Евросоюз не намерен продлевать транзит российского газа через Украину.
Украинцы, как оказалось, тоже большой тревоги не испытывают. Если раньше считалось, что без больших объёмов прокачки российского газа украинская газотранспортная сеть не сможет нормально функционировать и обслуживать внутренних потребителей, то теперь ситуация совершенно иная. Трубопроводы и компрессоры работают, а гигантские подземные хранилища газа на западе Украины принимают на комиссионное хранение газ западноевропейских компаний. На повестке дня — интеграция украинской инфраструктуры в единую европейскую систему газоснабжения.
Ни о каких переговорах с ненадёжным и много раз нарушавшим контрактные обязательства «Газпромом» в Киеве речь не идёт, а европейцам там говорят: хотите получать газ из России, договаривайтесь с Москвой, а мы будем готовы предоставить вам (но не «Газпрому») услуги по транспортировке этого газа, на коммерческой основе. Беспокойства по поводу окончания транзитного соглашения украинцы не испытывают.
А вот российские СМИ подают чуть ли ни панические сигналы, показывая, какая из трёх заинтересованных сторон действительно может пострадать от прекращения транзита через Украину. Чиновники и провластные аналитики не устают муссировать идею о том, что продолжение транзита пошло бы на пользу и Европе, и Украине, и России.
Панические настроения
Министр энергетики Николай Шульгинов прямо-таки умоляет Европу «проявить инициативу по продлению контракта». Но можно вспомнить, как он в сентябре 2022 года в рамках московских угроз «заморозить» Европу лицемерно заявлял, что отказ от российского газа приведёт к остановке промышленности: ««Это будет совершенно новая жизнь для европейцев. Я думаю, что, скорее всего, они не сумеют отказаться, слишком уж это для них непосильно». В его понимании «не отказываться» от российского газа означало принять политические условия российского руководства — ведь именно российская сторона сокращала тогда объём поставок, а ЕС никаких санкций или эмбарго против таких поставок не вводил.
А некий «независимый эксперт рынка нефти и газа» Владимир Демидов в интервью милитаристскому изданию «Звезда» даёт странам Запада срок «на то, чтобы уговорить Киев продлить соглашение с Москвой о транзите» и ждёт, что давление на Евросоюз должны оказать Соединённые Штаты. Абсурд?
Для аналитиков, которые несколько маскируют свои пропутинские взгляды, в том числе и для тех, кто перебрался за границу, но явно подпитывается идеями своих прежних боссов, главным направлением нынешних публикаций о судьбе транзита стали отчаянные предупреждения: европейцы тоже пострадают, надо срочно что-то делать.
А как там Владимир Путин, который изначально затеял кампанию шантажа по «замораживанию» Европы путём сокращения поставок газа?
Шантаж это вылился для Европы во временные финансовые и логистические трудности, которые относительно быстро удалось преодолеть и покончить с зависимостью от «Газпрома». А «Газпром» в результате потерял свой главный рынок на Западе. Вместо примерно 185 млрд кубометров газа, которые ежегодно шли в «дальнее зарубежье», прогноз поставок туда на текущий год — от 20 до 23 млрд кубометров. А с закрытием украинского транзитного маршрута останется один «Турецкий поток», направленный всего в две европейские страны: Венгрию и Сербию, да и те сейчас лихорадочно ищут других поставщиков. Серьёзно пострадал российский бюджет, добыча газа у «Газпрома» упала больше, чем на 100 млрд кубометров в год.
Для кого-то такое поведение российского руководства напоминает браваду неуклюжего ковбоя из американского фольклора, который выстрелил себе в ногу. А мне ближе другая ассоциация. Помните, как путинский прихвостень Дмитрий Рогозин решил пострелять из пистолета и попал себе в ногу (по другим источникам — в задницу)?
Сегодня, когда от российского газового экспорта по воле Кремля остались «рожки да ножки», впору лишь указывать на страдающие интересы Европы и на мнимых посредников, которые якобы готовы способствовать сохранению убогих остатков украинского транзита.