Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева назвала войну в Украине «главным негативным фактором для мировой экономики в этом и, c наибольшей вероятностью, в следующем году». Темпы экономического роста падают, еврозона и Великобритания, вероятно, уже находятся в рецессии, полагают аналитики Goldman Sachs.
По обе стороны Атлантики и даже в Азии оборонные предприятия наращивают мощности по выпуску как современных вооружений, так и тех, что неожиданно оказались крайне востребованы на полях сражений в Украине, например переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger, запасов которых уже почти не осталось.
Правительство США не заказывало «Стингеры» с 2008 г. Их производство на заводах Raytheon Technologies практически остановилось. Теперь компании приходится разбирать старые комплексы на запчасти, потому что ей не хватает некоторых деталей, и звать на работу тех, кто вышел на пенсию. В L3Harris Technologies, получившей заказы на коммуникационное оборудование для украинской армии на $200 млн, вынимают микросхемы из старых радиоприемников, чтобы не сорвать сроки поставок. (Нехватка чипов — одна из главных проблем в мировой экономике в последние годы из-за пандемии ковида, породившей высокий спрос на товары и разрывы в международных цепочках поставок.)
Lockheed Martin вдвое увеличивает производство противотанковых ракет Javelin, которые сыграли такую важную роль в начале войны и помогли украинской армии сдержать наступление российских бронетанковых колонн. По данным Oryx, Россия потеряла 1505 танков, из них 863 были уничтожены, а 64 — повреждены. Кроме того, Lockheed увеличивает выпуск реактивных систем залпового огня HIMARS и предназначенных для них ракет GMLRS на 60%. Они обеспечили Украине возможности для успешного контрнаступления на северо-востоке и юге за счет уничтожения российских складов боеприпасов, линий снабжения, командных пунктов. Добиться этого удалось с помощью всего 16 систем HIMARS; в конце сентября США сообщили, что поставят еще 18.
Немецкая Rheinmetall, один из крупнейших европейских производителей вооружений и боеприпасов, вдвое увеличила годовой выпуск снарядов для танков до 140 000, рассказал The Wall Street Journal ее гендиректор Армин Паппергер. В общей сложности, по его словам, компания нарастила мощности, которые позволяют увеличить производство с 1,2 млн снарядов среднего калибра до 2,2 млн в год, а военных грузовиков — с 2500 до 4000.
Шведская Saab начала в последние годы наращивать производство на фоне растущей напряженности в отношениях с Россией. Компания наняла дополнительно 500 сотрудников, инвестирует в новые технологии для повышения эффективности и может увеличить число смен на заводах, говорит гендиректор Микаэл Йоханссон.
Волна докатилась и до Азии. Польша в этом году потратила, по оценке местного специализированного сайта Nowa Technika Wojskowa, $10-12 млрд на закупку вооружений у Южной Кореи — почти 1000 танков, более 600 гаубиц и 200 ракетных установок, полусотни истребителей. Кроме того, как сообщала WSJ, Корея договорилась с США о поставке им 100 000 снарядов для Украины. Сеул заявлял, что не даст Украине летальное оружие, и до сих пор ограничивался бронежилетами, касками, одеялами и лекарствами. Корейские снаряды могут заменить американские в арсенале Пентагона, который отправит в Украину собственные боеприпасы.
Оборонные бюджеты растут, особенно активно — в странах Восточной Европы. Польша увеличивает его с нынешних 2,1% ВВП до 3% в 2023 г. и в дальнейшем намерена довести до 5,4% ВВП. По плану численность польской армии должна вырасти с нынешних 150 000 до 300 000 к 2035 г. Уже сейчас у нее на вооружении больше танков и гаубиц, чем у Германии.
По подсчетам Кильского института мировой экономики, Польша занимает третье место по поставкам вооружения в Украину — вслед за США и Великобританией. После начала войны польская госкомпания PGZ решила вдвое увеличить инвестиции в ближайшие 10 лет — до $1,8 млрд. Если в последние годы она выпускала 300–350 зенитно-ракетных комплексов Piorun, то в этом произведет 600, а в следующем — 1000.
Страны Балтии увеличивают расходы на оборону до 2,5%, по данным лондонского Международного института исследований в области безопасности, наращивают их и Великобритания, а также Швеция с Финляндией, которые готовятся вступить в НАТО.
В Болгарии, являющейся крупным производителем стрелкового оружия, парламент в начале ноября решил начать поставку автоматов Украине.
Чехия отправила Украине на $2,1 млрд вооружений и техники, которые выпускаются в основном частными компаниями. В этом году экспорт оружия будет самым высоким за постсоветский период, сказал Reuters заместитель министра обороны страны Томаш Копечны.
Германия в этом году создала фонд на 100 млрд евро для инвестиций в оборону и намерена наконец довести расходы на нее до 2% ВВП, как этого требуют нормы НАТО. Правительство пересматривает правила заключения госконтрактов на поставки вооружений, чтобы ускорить процесс закупок.
Rheinmetall на прошлой неделе договорилась с американским фондом прямых инвестиций Rhone Group о покупке испанского производителя вооружений Expal Systems за 1,2 млрд евро. Это позволит немецкой компании еще быстрее нарастить производство разных видов оружия, в том числе за счет получения доступа к простаивавшим заводским мощностям. Паппергер сказал WSJ:
Это очень четкий сигнал о том, что в ближайшие 10–15 лет необходимы инвестиционные программы для обеспечения безопасности во всей Европе.
Производственный бум в секторе не остался без внимания участников фондового рынка. С начала года рост акций составил (при том что индексы в США и Европе сильно упали):
- у Rheinmetall – 115%,
- BAE Systems – 44%,
- Lockheed Marin – 36%,
- Saab – 30%,
- Leonardo (бывшая Finmeccanica) – 20,5%,
- General Dynamics – 22%,
- Raytheon – 12%,
- L3Harris – 6,1%.