Страны ЕС после почти недели дискуссий договорились ввести восьмой пакет санкций против России в ответ на аннексию оккупированных территорий Украины, которую в начале недели спешно утвердили Госдума и Совет Федерации.
Как сообщает Bloomberg со ссылкой на дипломатов, новый пакет будет включать «потолок цен» на российскую нефть — инициативу, выдвинутую США еще летом и месяц назад утвержденную на саммите G7.
С 5 декабря ЕС вводит эмбарго на российские баррели и одновременно намерен запретить перевозки нефти в третьи страны, если она продана по цене выше установленного лимита.
Какой именно будет предельная стоимость российской нефти, пока не известно. Администрация США настаивает, чтобы эта цена покрывала себестоимость добычи, но при этом не позволяла бы финансировать «военную машину» Кремля.
Помимо нефтяных санкций, ЕС намерен расширить «черные списки» компаний физических лиц. В них будут включены высокопоставленные министры и люди, ответственные за проведение «референдумов» в Украине, говорят источники Bloomberg.
Кроме того, будут введены дополнительные ограничения на поставки авиатоваров, электроники и химикатов, необходимых российскому ВПК.
Возражения против «потолка» нефтяных цен высказывали страны, обладающие крупным танкерным флотов - Мальта, Кипр и Греция, которая с начала войны удвоила перевозки российского сырья, транспортируя около 100 млн баррелей в месяц.
Послы ЕС обсудили с ними возможность смягчения последствий санкций, рассказали источники Bloomberg. Кроме того, поблажки получила Венгрия: санкции не будут распространяться на нефть, которую она получает по трубопроводу «Дружба», пишет Politico.
Формально пакет санкций будет утвержден в среду, говорят дипломаты.
Введение потолка цен на российскую нефть позволит развивающимся странам сэкономить 160 млрд долларов в год, заявил во вторник американский Минфин. Замглавы ведомства Уолли Айдеймо на прошлой неделе сообщил, что уровень «потолка» будет «существенно выше» себестоимости добычи в России, которую Вашингтон оценивает в 44 доллара за баррель.
«Потолок цен» на российские энергоносители приведет лишь к тому, что стоимость энергоресурсов вырастет еще больше, говорил в сентябре президент Владимир Путин.
«Вообще ничего не будем поставлять, — грозил он. — Ни газ, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут — ничего. И нам останется только одно: приговаривать „Мерзни, мерзни, волчий хвост“».
У России нет хранилищ нефти, нет большого собственного танкерного флота, и все, что останется Путину, - это сокращать добычу, указывает главный экономист Института международных финансов Робин Брукс.
А это, продолжает он, добьет российскую «экономику бензоколонки», поскольку остановив старые скважины, нефтяники могут их уже никогда не запустить. После резкого сокращения в 2020 году, добыча в России полностью так и не восстановилась, напоминает Брукс.