Пик потребления бензина был пройден в 2019 г., заявил в среду исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль на пресс-конференции, посвященной новому прогнозу для нефтяного рынка на 2021–2026 гг. Он оговорился, что аналитики агентства и раньше делали похожие предположения, но сейчас впервые могут уверенно заявить об этом. «Конечно, могут быть и сюрпризы, но мы больше не ожидаем возвращения потребления бензина к уровню 2019 г.», — заключил Бироль.
По данным МЭА, в 2020 г. из-за локдаунов во время пандемии спрос на автомобильный бензин упал на рекордные 2,9 млн баррелей в сутки. В 2021 г. благодаря восстановлению активности водителей МЭА ожидает роста среднесуточного спроса на 1,7 млн баррелей, а в 2022 г. — на 470 000 баррелей. В 2026 г. потребление бензина составит всего 25,9 млн баррелей — это на 690 000 баррелей в сутки ниже уровня 2019 г.
По словам Бироля, самое существенное падение потребления ожидается в развитых странах, при этом в развивающихся спрос все-таки продолжит расти, хоть и небольшими темпами.
В России производство бензина в 2020 г. упало всего примерно на 5% до 38,4 млн т, следует из данных Минэнерго. Но нефтяники исторически экспортируют лишь небольшой объем бензина, в основном поставляя топливо на внутренний рынок. Правда, в 2020 г., по данным ФТС, его экспорт вырос на 12,4% почти до 6 млн т.
В перспективе планируется увеличение экспорта автобензина из России, но даже в максимальном сценарии он все равно будет сравнительно небольшим — около 10 млн т по сравнению с 50 млн т экспорта дизельного топлива, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Российские экспортеры смогут перенаправить автобензин на рынки Азии и Африки, где по-прежнему прогнозируется рост потребления, считает эксперт. В качестве решения проблемы многие компании рассматривают также продуктовую гибкость: они могут частично переключить мощности по производству автобензина на производство сырья для нефтехимии, рассказывает Ежов.
Аккумуляторы вместо бензина
Причина перелома ситуации на мировом рынке бензина — рост продаж электрокаров, объясняет МЭА. По прогнозу Bloomberg New Energy Finance, продажи пассажирских электромобилей вырастут в ближайшие пять лет в пять раз до 8,5 млн в 2025 г. МЭА ожидает, что в 2026 г. продажи составят уже 12 млн, а общее количество электромобилей приблизится к 60 млн. Это приведет к снижению мирового спроса на нефть, почти половина которой перерабатывается в топливо для дорожного транспорта, на 1 млн баррелей в сутки: из-за появления на дорогах большего числа электрических автомобилей и автобусов в 2026 г. отпадет потребность в 700 000 баррелей бензина и 300 000 — дизеля.
«В ближайшие четыре года мы увидим такие изменения на рынке электрического транспорта, которых не видели за предыдущие 20 лет», — уверен президент и гендиректор Научно-исследовательского института электроэнергетики США Аршад Мансур.
Многие страны установили сроки для прекращения продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Так, в Норвегии он наступит в 2025 г. (уже в сентябре прошлого года 61,5% новых автомобилей были электрическими), в Нидерландах — в 2030 г., в Великобритании — в 2035 г., во Франции — в 2040 г. В Калифорнии, которая является крупнейшим авторынком США (годовые продажи — около 2 млн машин, почти 10% спроса на нефть в стране), запрет вступит в силу в 2035 г. При этом электрическая инфраструктура в Калифорнии стремительно развивается: если АЗС в штате менее 10 500 (из них 8270 — бензиновые), то станций зарядки для электромобилей — около 32 000 (у идущего следом штата Нью-Йорк — около 6000, по данным министерства энергетики США).
Более половины электромобилей в 2026 г. будут бегать по дорогам Китая, около четверти — в Европе, остальные — в Японии, США и других странах, прогнозирует МЭА.
К требованиям правительств и потребителей приноравливаются и автокомпании. General Motors пообещала к 2035 г. перестать выпускать легковые машины с ДВС, Volvo поставила такую цель на 2030 г. По прогнозу организации Transport & Environment, в этом году 15% проданных машин в Евросоюзе будут электрическими или подзаряжаемыми гибридами (почти в пять раз больше, чем в 2019 г.). Volkswagen планирует, что к 2030 г. под брендом VW в Европе на электромобили будет приходиться 70% продаж, а в США и Китае — более 50%. Для этого VW намерен построить или открыть в Европе шесть заводов по выпуску аккумуляторов и в пять раз до 18 000 увеличить к 2025 г. число мощных станций зарядки в Европе (они будут располагаться на заправках BP).
Больше нефти, меньше переработки
Из-за снижения спроса на бензин в ближайшие годы может пройти уже третья волна закрытия нефтеперерабатывающих заводов, прогнозирует МЭА. Нужно убрать мощности, которые производят 6 млн баррелей топлива в сутки, только в этом случае загрузка заводов вырастет до 80% и их работа станет эффективной, объяснила старший аналитик по нефтяному рынку МЭА Торил Босони. Компании уже объявили о планах закрыть мощности по производству 3,6 млн баррелей в сутки.
Первая волна оптимизации в секторе нефтепереработки прошла в 1980-е гг., когда были закрыты мощности на 12 млн баррелей топлива в сутки, а в начале 2010-х гг. с рынка ушло еще 7 млн баррелей.
Но, если государства не ужесточат политику по переходу к низкоуглеродной экономике, МЭА не ожидает пика спроса на сырую нефть в ближайшие годы, рассказал Бироль. «Я знаю, что многие лидеры отрасли недавно заявляли, что пик потребления был пройден, но мы так не считаем», — заявил он. Напротив, по прогнозу агентства, до конца 2026 г. среднесуточный спрос на нефть будет расти ежегодно и в целом по сравнению с 2020 г. вырастет на 10,3 млн баррелей до 104,2 млн. На доковидный уровень (100 млн баррелей) спрос вернется в 2023 г.
При этом сменится главный поставщик нефти на мировом рынке, ожидает МЭА. Если в 2017–2019 гг. США удовлетворили почти весь прирост спроса, составивший примерно 4 млн баррелей в сутки, теперь основным производителем станут страны Ближнего Востока, в том числе Саудовская Аравия, Ирак и Объединенные Арабские Эмираты, рассказал Бироль. Добыча в США в 2026 г. вырастет всего на 1,6 млн баррелей по сравнению с 2020 г., а в трех вышеперечисленных странах — на 4,1 млн, в России же — на 0,7 млн баррелей, прогнозирует МЭА.
Но, если правительства и бизнес приложат больше усилий, чтобы ограничить повышение мировой температуры даже не на 2°, а на 1,5° (диапазон, заложенный в Парижском соглашении по климату), спрос на нефть может упасть гораздо сильнее, считают эксперты Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA). А именно на 85% до 11 млн баррелей в сутки к 2050 г., заявила во вторник организация, объединяющая 163 страны.
Технологии для столь радикального перехода к более чистой экономике уже в основном есть, но для обеспечения эффективного зеленого перехода необходимо значительно увеличить инвестиции — до $4,4 трлн в год, по оценке IRENA. Это в два с лишним раза больше, чем в 2019 г. «Чтобы добиться значимых изменений, необходимо резко ускорить энергопереход», — заявила Франческа Ла Камера, гендиректор IRENA.