Представьте, что для отправки разных типов сообщений вам нужны разные мессенджеры. Например, текстовые сообщения можно отправлять только через WhatsАpp, аудио — только через Viber, видео — только через Telegram. Неудобно, правда? Но именно так происходит, когда дело касается финансов: отправить и обычные электронные деньги с банковского счета, и криптовалюту через «одно окно» невозможно. Сейчас эта проблема затрагивает не так много людей, но ситуация обострится с внедрением государственных цифровых валют (Central Bank Digital Currency, CBDC) в ближайшие несколько лет. Искать решение нужно уже сейчас.
Объединить разные деньги
Традиционная финансовая система больше не может игнорировать новые технологии: по данным Кембриджского центра альтернативных финансов, количество криптопользователей выросло почти в три раза: с 35 млн человек в 2018 г. до 101 млн человек в III квартале 2020 г. Другое исследование выявило рост количества владельцев криптоактивов на 78% по сравнению с 2019 г.
Операции с криптой приносят хорошую прибыль. В III квартале 2020 г. PayPal добавила функцию покупки биткойна, и число ее транзакций начало расти. В IV квартале компания увеличила объем платежей на 36% до $277 млрд — один из лучших показателей в ее истории.
С другой стороны, уже через три-пять лет повседневной реальностью станут государственные цифровые валюты. И для их повсеместного внедрения также понадобится совершенно новая инфраструктура. Китай, который первым запустил в обращение (пока не повсеместное, это планируется к Олимпиаде-2022) и теперь активно продвигает цифровой юань (Digital Currency Electronic Payment, DCEP), вовсю работает над этой задачей: уже восемь местных банков разработали или ведут разработку собственных электронных кошельков — основного инструмента для работы с DCEP.
Китайский цифровой юань пока является единственным примером реально работающих цифровых денег центральных банков, при том что более 60 ЦБ по всему миру исследуют эту возможность. DCEP построен на базе технологии контролируемого блокчейна, которым полностью управляет Народный банк Китая. Именно эта технология позволяет получить полный контроль над всеми финансовыми транзакциями, обеспечить адресность социальных расходов, повысить собираемость налогов и предупреждать преступные финансовые схемы.
В свою очередь, международная платежная система Visa недавно представила протокол, который позволяет проводить офлайн-операции с цифровыми государственными валютами. Достаточно скачать на телефон специальную программу, и можно расплачиваться или принимать оплату, даже если нет интернета. В этом случае цифровые госвалюты, по сути, заменяют наличные деньги, то есть количество операций, контролируемых центральным банком, увеличивается.
Денежная мультиформатность вот-вот станет обязательным требованием к финансовым инструментам. Банкам придется сделать так, чтобы люди могли совершать любые операции с фиатом, CBDC и криптой в одном месте — банковском приложении. Многие ЦБ, включая российский, решительно не признают биткойн, эфир как средство платежа, но и банки в этом не видят острой необходимости. Для клиентов это один из последних способов использования крипты: ее платежные свойства сейчас не востребованы.
Но есть загвоздка: у новых форматов нет ничего общего с предшественниками. Более того, каждое государство рассматривает запуск CBDC как суверенной технологии, то есть без общего стандарта с соседними странами.
Что мешает объединить «старые» и «новые» деньги
Криптовалюты и CBDC появились недавно, поэтому вокруг них довольно много неопределенности. При этом у фиатных и цифровых денег есть общие функции, от способа и качества реализации которых зависит создание мультиформатного финансового решения.
Центробанки декларируют, что внутри государства их цифровые валюты будут бесшовно сочетаться с другими их формами. Но очень важно, чтобы цифровые валюты разных стран были совместимы и между собой. CBDC будут касаться друг друга в разных юрисдикциях с разным регулированием, поэтому вопросы неизбежно будут возникать. Например, можно ли будет купить криптовалюту на территории страны, где она запрещена, конвертировав деньги в цифровую валюту государства, где крипта легальна?
Особое значение для построения мультиформатного решения имеет комплаенс. Без единого подхода к нему далеко не продвинуться. Пока в отношении CBDC и криптовалют каждый сервис проводит AML-проверки в соответствии с собственной политикой, не стоит рассчитывать, что другой банк, в который придет транзакция, подтвердит ее.
Людям, далеким от криптомира, кажется, что цифровые активы невозможно вписать в традиционные бизнес-процессы. Но это не так. Опыт нашей команды показывает, что надо развивать общий подход к комплаенсу, единый как для традиционных денег, так и для крипты. Этому мешает презумпция виновности в отношении всех владельцев цифровых активов. Однако на самом деле большинство владельцев цифровых активов действуют в правовом поле и не нарушают закон.
Более того, сегодня в криптофинансах есть гораздо более эффективные инструменты для противодействия легализации доходов, чем в традиционной системе. Например, KYT-процедуры (Know Your Transaction) позволяют узнать всю историю конкретной криптомонеты ― с момента создания токена и до того, как он попал в кошелек пользователя, включая каждую операцию, в которой она участвовала.
Работать со всеми деньгами
Приведенные различия между «старыми» и «новыми» деньгами не единственные, но уже настолько серьезные, что вряд ли можно говорить о возможности бесшовного использования разных форматов, как бы этого ни хотелось. Именно поэтому вопрос, как обеспечить совместимость разных форматов денег, особенно остро стоит сегодня в повестке многих банков и финтех-сервисов.
Мы вступаем в новую эру множества финансовых посредников всех мастей и размеров, которые будут обслуживать свой кусочек рынка, комбинируя все разнообразие электронных денег, CBDC и криптовалют с разнообразием многочисленных видов сервисов. Например, уже сейчас доступны карты Visa, которые сочетают фиат, крипту, драгоценные металлы и кэшбэк в биткойнах.
В таких условиях, когда компании и люди могут выбирать между множеством типов денег/валют/платежных систем, право называться универсальным банком получат только те, кто сможет работать одновременно со всеми форматами и сервисами.