Во дворе, заполненном заброшенными частями самолетов, рядом с главным московским аэропортом Шереметьево, проводники испытывают стаю энергичных собак-поисковиков, похожих на лисиц. Это шалайки — помесь арктических лаек и южных туркменских золотых шакалов. «Аэрофлот» надеется, что вскоре их можно будет использовать для проверки пассажиров на наличие вируса Covid-19.
Шалайка — это маленькая, похожая на лисицу собака, помесь арктической лайки и южных туркменских золотых шакалов. «Аэрофлот» надеется, что вскоре ее можно будет использовать для проверки пассажиров на наличие вируса Covid-19.
«Шалайка во многих отношениях идеальная собака по обонянию, — сказала The Moscow Times Елена Батаева, руководитель службы дрессировки собак «Аэрофлота», держа на руках щенка по имени Каприз. —У них очень необычная смесь арктической и южной крови. Это дает им уникальное умение улавливать запахи, присутствующие как в тяжелом теплом воздухе, так и в легком холодном. Другие собаки, с которыми мы работали, этого не могли».
Батаева добавила, что собаки ранее уже использовались для выявления других заболеваний, в том числе рака, что делает их «интересным решением», когда дело доходит до обнаружения коронавируса.
Порода была выведена в 1970-х гг. известным советским биологом Климом Сулимовым для борьбы с контрабандой опиума из Афганистана в Советский Союз. Однако в то время их не стали использовать, и к концу 1990-х гг. шалайки оказались на грани вымирания.
В 2001 г. «Аэрофлот» решил взять на службу шалаек для обеспечения безопасности, поскольку их ловкость давала возможность обыскивать такие тесные пространства, как кабины самолетов. Сегодня в мире насчитывается всего 69 шалаек. В сотрудничестве с Роспотребнадзором и НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи «Аэрофлот» выбрал 15 из них для выявления Covid-19 у пассажиров.
Собаки-ищейки обучаются обнаруживать запах вируса, нюхая образцы мочи пациентов с положительным результатом теста. Как говорит Батаева, «Аэрофлот» надеется, что испытания будут завершены к декабрю, и собаки начнут работать в Шереметьево с начала следующего года.
На шалаек возложена миссия помочь страдающей индустрии авиаперевозок, которая, как ожидается, потеряет к концу года до $1,3 млрд из-за ограничений на полеты, введенных для борьбы с коронавирусом. Россия охвачена второй волной пандемии, и в последнюю неделю ежедневно побивает свои рекорды числа ежедневных случаев коронавируса, подняв четвертый по величине показатель в мире до 1,3 млн заболевших.
Россия — не единственная страна, которая пытается использовать собак в борьбе с коронавирусом. В сентябре Финляндия первой объявила о проведении исследований в аэропорту Хельсинки, при которых пассажирам предлагается сделать добровольные тесты на коронавирус с использованием специально обученных собак. New York Times сообщила, что первые результаты были обнадеживающими. Животные смогли вынюхивать вирус у людей, у которых нет симптомов или которые еще не проявляют симптомов, причем, быстрее, чем это определяется стандартным ПЦР-тестом.
В июле исследование Университета ветеринарной медицины в Ганновере показало, что собаки могут обнаруживать Covid-19 в образцах слюны инфицированных пациентов с вероятностью 94%.
Однако остается вопрос, как именно собаки обнаруживают вирус. «Мы знаем, как собаки обнаруживают это — по запаху — но мы еще не знаем, что именно они обнаруживают, — сказала New York Times Анна Хильм-Бьоркман, исследователь из Хельсинкского университета, которая следит за исследованиями в Финляндии. — Если мы узнаем это, то сможем обучить тысячи собак по всему миру».
Также проводятся исследования опасности коронавируса для животных. В июне Голландия приказала убить более 10 000 норок после того, как на зверофермах несколько человек предположительно оказались инфицированными от животных. Некоторые исследования также показали, что домашние кошки, по-видимому, уязвимы для вируса. С другой стороны, собаки выглядят невосприимчивыми к вирусу, и нет никаких доказательств того, что они могут передать его людям.
Батаева опровергла опасения, что испытания могут навредить собакам. Со временем она и другие 25 кинологов стали ближе к шалайкам, часто усыновляя их после того, как животные становились слишком старыми, чтобы продолжать работу в аэропорту. «Мы находимся на неизведанной территории и пока не знаем, чем закончатся испытания. Но я считаю, что шалайки справятся с этой задачей», — сказала она.