До сих пор об «умном голосовании» говорили исключительно в привязке к выборам в одномандатных округах, но ведь в ходе предстоящей думской кампании распределяться подобным образом будет только половина мандатов. Вторую половину Думы составят люди, избранные по спискам, и в этой части автор идеи «умного голосования» Алексей Навальный тоже может сказать своё слово.
Суть его проекта – в консолидации протестных голосов. Логика в том, чтобы оппозиционный избиратель не распылялся, а дружно голосовал за того политика, который имеет максимальные шансы победить кандидата от власти. В привязке к партспискам - это, безусловно, КПРФ, вторая партия в стране.
В округах Алексей Навальный уже неоднократно поддерживал коммунистов, поэтому никаких проблем с их списком возникнуть не должно – очевидно, что политик считает КПРФ вполне приемлемым союзником в деле борьбы с режимом. А вот как на это посмотрят сами последователи Ленина?
С точки зрения коммунистической ортодоксии, союз с Навальным в нынешней ситуации вполне возможен. Марксизм предполагает, что социалистической революции предшествует революция буржуазная. Суть последней заключается в приобретении политических прав теми социальными группами, которые ранее были их лишены. В этом смысле деятельность борющегося с авторитарной системой Навального, да и вообще всей несистемной оппозиции, вполне можно назвать «подготовкой буржуазной революции». С точки зрения коммунистической теории люди эти сейчас играют прогрессивную историческую роль и их необходимо поддерживать. Еще в «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали: «Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя». Подводя итоги своей революционной деятельности, Ленин в «Детской болезни левизны» критикует немецких левых, заявивших об отказе от компромиссов с другими партиями: «С 1905 года они (большевики. – А. Г.) систематически отстаивали союз рабочего класса с крестьянством против либеральной буржуазии и царизма, никогда не отказываясь в то же время от поддержки буржуазии против царизма». Или еще, там же: «Русские революционные социал-демократы до падения царизма неоднократно пользовались услугами буржуазных либералов, т. е. заключали с ними массу практических компромиссов».
Сложение традиционного коммунистического электората со сторонниками Навального, помноженное на высокую явку, которую в ситуации растущих протестных настроений обычно демонстрируют представители обеих групп, даст результат, сопоставимый с итогом «Единой России». Это страшный сон Кремля. Неудивительно, что тот готов пуститься во все тяжкие. Взять, например, обвинение Навального в сотрудничестве с ЦРУ. Его цель лежит не в области пропаганды. Подобные вещи российский избиратель слышал так часто, что давно перестал на них реагировать, и Кремль это прекрасно знает. Главная задача – подчеркнуть «внесистемный» статус Навального в глазах системных игроков, сделать союз между ним и прочими политическими силами невозможным.
Правда в случае с КПРФ все это может не сработать. Главный моральный ориентир для партии - Ленин, а тот, как известно, был человеком прагматичным. Когда этого требовали интересы дела, он и немецкий Генштаб мог использовать в своих интересах.
Вождь пролетарской революции вспоминал как-то: «Когда Энгельсу пришлось разбирать революционный манифест французских бланкистов, беглецов Коммуны, он без обиняков сказал им, что их хвастливое заявление «никаких компромиссов» есть пустая фраза. Нельзя зарекаться от компромиссов. Дело в том, чтобы уметь через все компромиссы, которые с необходимостью навязываются иногда в силу обстоятельств даже самой революционной партии даже самого революционного класса, через все компромиссы уметь сохранить, укрепить, закалить, развить революционную тактику и организацию, революционное сознание, решимость, подготовленность рабочего класса и его организованного авангарда, коммунистической партии».
Вот так вот. А вы говорите – ЦРУ!