Под мрачным небом несколько сотен людей в масках, возглавляемые фигурой смерти, одетой в балахон и с косой в руке, вышли из ворот одного из старейших производственных центров Германии. Сотрудники нюрнбергского завода MAN Group организовали демонстрацию после того, как принадлежащий Volkswagen производитель грузовиков и автобусов объявил в сентябре о сокращении 9500 рабочих мест – более четверти штата. Компания намерена закрыть несколько производств в Германии и Австрии.
Немецкая автомобильная отрасль стала выходить из анабиоза, в который впала весной и летом из-за пандемии коронавируса, однако десятки тысяч рабочих мест в стратегической отрасли Германии оказались под угрозой исчезновения. Автопроизводители пытаются сократить расходы, столкнувшись с масштабным спадом на мировом автомобильном рынке. По оценке рейтингового агентства Moody’s, он может составить в этом году около 20%.
Но это не просто временные трудности, которые бывали во время прошлых кризисов. Наша отрасль вступила в период фундаментальных изменений, говорится в заявлении MAN. Компания особо отметила затратный и технологически сложный переход от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) к транспорту, работающему на электричестве и водородных топливных элементах.
Автомобильная индустрия обеспечивает в Германии работой более 2 млн человек, на нее приходится более 5% ВВП. Сильнее всего могут пострадать такие земли, как Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония, где сконцентрированы многие производства. Сокращения станут катастрофой для Нюрнберга, говорит Маркус Ванш, председатель совета рабочих местного завода MAN, уже более 150 лет выпускающего двигатели и детали. На заводе занято более 4000 человек из примерно 400 000 работающего населения.
Continental в прошлом году уже объявила об увольнении 20 000 человек, но недавно заявила, что под угрозой сокращения находятся еще 10 000 рабочих мест, в том числе в Баварии. «После десятилетия быстрого, прибыльного роста и увеличения штата» сектор переживает самый тяжелый кризис со времен Второй мировой войны и до 2025 г. не вернется на пиковые уровни производства, достигнутые в 2017 г., предупредил гендиректор компании Элмар Дегенхарт.
«Избыточные глобальные мощности» производителя запчастей Mahle составляют 7600 рабочих мест, компания намерена сократить в Германии не менее 2000 позиций и закрыть несколько производств. Производитель запчастей Schaeffler, чья штаб-квартира расположена в 20 км к северу от Нюрнберга, планирует сократить 4400 сотрудников, в основном в Германии. Новые увольнения (в дополнение к уже объявленным 6000) ожидаются в BMW.
Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер даже призвал федеральное правительство ввести субсидии для поддержки автокомпаний, покупок новых машин с ДВС и обновления парков коммерческих автомобилей. Однако Берлин неоднократно отклонял такие просьбы.
Пандемия коронавируса подорвала относительную значимость европейского автомобильного сектора: продажи автомобилей на континенте рухнули, но остались относительно стабильными в Азии (после первоначального провала из-за карантина). По подсчетам UBS, в августе продажи в ЕС снизились на 18% по сравнению с августом 2019 г., но выросли почти на 9% в Китае, где немецкие автопроизводители получают наибольшую долю выручки. «Если у вас широкая, глобальная клиентская база, локализация производства приобретает все большее значение, – сказал Financial Times Клаус Розенфельд, гендиректор Schaeffler. – В прошлом большинство рабочих место сокращалось в основном за пределами Германии, теперь это происходит в ней».
Норма прибыли Schaeffler в последние годы снижалась – частично из-за значительных инвестиций в исследования и разработки. И хотя развитие более экологически чистого транспорта должно создать новые рабочие места, выиграть от этого могут прежде всего страны с более молодой, дешевой, но хорошо образованной рабочей силой. Чтобы не упустить этот тренд и обеспечить будущее городской экономики, Нюрнберг поторопился с созданием технического университета, который будет находиться в промышленной зоне города. Обучаться там будет около 6500 студентов в год. Также в городе создан финансируемый властями центр по развитию водородных технологий.
«Мы в кризисе, – признал мэр Нюрнберга Маркус Кёниг, выступая на акции протеста рабочих MAN. – Но экономика снова заработает, появятся новые производственные линии, которые потребуют укомплектования сотрудниками. Нужно удержать людей здесь [в городе], чтобы мы смогли выбраться из кризиса».
Перевел Михаил Оверченко