Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Опираясь на нашу военную историю»: российские фабрики переключились на шитье масок для борьбы с коронавирусом

Из-за обрушившейся на Россию пандемии многие заводы были вынуждены переквалифицироваться

У работников Реутовского завода средств протезирования новая задача: производство масок
У работников Реутовского завода средств протезирования новая задача: производство масок Эван Гершкович / МТ

Звонок раздался после 9 вечера, когда 40-летняя Наталья Харитонова направлялась на одну из своих текстильных фабрик для того, чтобы провести инвентаризацию.

Предприятие «Текстиль Коми» она основала в столице республики – Сыктывкаре – 18 лет назад. С тех пор ее компания производит домашнее постельное белье: подушки, матрасы, полотенца, которые продаются по всей стране.

Однако спровоцированный коронавирусом кризис давал основание предполагать, что в этот раз Харитоновой звонит не обычный клиент. На связи была мэр Сыктывкара Наталья Хозяинова. Она быстро начала засыпать Харитонову целым градом вопросов о товаре, который ее компания никогда раньше не производила: медицинских масках.

«Сможете ли вы сделать их, – спрашивала мэр. – Если да, то как много? И самое главное, как быстро?»

Харитонова согласилась взяться за дело без колебаний. После разговора, она вышла на связь по Skype со своим заместителем, руководителем отдела дизайна и двумя другими специалистами. Следующие два часа они провели, разрезая материал и экспериментируя.

Утром следующего дня их команда позвонила эпидемиологам из Сыктывкарского государственного университета. Эксперты поведали им, что для создания многоразовых масок, им придется использоваться материал, который можно кипятить 15 минут в щелочном растворе для того, чтобы убить вирус. Затем маски нужно просушивать и снова использовать, и так до 30 раз.

По словам Харитоновой, в следующие 48 часов «Текстиль Коми» начал производить от 5 до 6 тысяч масок в день. Сейчас две ее фабрики работают на полную катушку с 7 утра до 11 вечера, закрываясь только по воскресеньям.

«Мы опирались на нашу военную историю, – рассказывает Харитонова The Moscow Times – Я помню, когда я была ребенком, нам в школе рассказывали, как работать в чрезвычайных ситуациях. Это то, что мы делаем сейчас».

Тексиль Коми производит 5 тысяч масок в день
Тексиль Коми производит 5 тысяч масок в день Эван Гершкович / МТ

Звонок мэра раздался 16 марта, спустя всего несколько часов после того, как в Коми стало известно о первом случае заражения коронавирусом. На следующий день президент Владимир Путин заявил, что ситуация «находится по контролем».

Однако за кулисами российские чиновники уж вовсю готовились к предстоящему шторму. К тому моменту пандемией уже были опустошены такие страны, как Иран и Италия. На этом фоне Хозяинова раскрыла владельцу «Текстиль Коми» неприкрытую правду: город должен готовиться к худшему.

По мере роста числа заражений и смертей, связанных с коронавирусом, медицинские эксперты задаются вопросом: а сможет ли российская система здравоохранения, страдающая от недостатка финансирования и устаревшего оборудования, справиться с пандемией, которая убила уже почти 38 тысяч человек по всему миру.

Еще до начала пандемии система здравоохранения в России была настолько истощена, что врачи и медсестры по всей стране годами жаловались на то, что им приходится нормировать средства индивидуальной защиты (СИЗ).

16 марта, в день, когда мэр Сыктывкара звонила Харитоновой, генеральный директор всероссийской сети педиатрических клиник Марк Курцер обратился к российскому министру здравоохранения Михаилу Мурашко.  Согласно копии письма, опубликованной телеграмм-каналом Baza, Курцер просил о помощи в приобретении СИЗ. «Все наши запасы на данный момент полностью израсходованы», – писал Марк Курцер министру.

Эван Гершкович / МТ

Тем не менее, некоторые эксперты отмечают, что система здравоохранения в России с советских времен строилась на мобилизационной основе, и это ноу-хау может помочь стране справиться с непростой задачей. Например, в начале этого месяца российским заключенным, студентам и военнослужащим было приказано начать изготавливать медицинские маски и другое оборудование.

«Конечно, в нашей системе медицинского обслуживания не хватает денег на все подряд, но если мы говорим о срочной мобилизации, то она все еще работает, и работает хорошо», – заявил The Moscow Times Юрий Крестинский, бывший сотрудник Министерства здравоохранения, который в настоящее время возглавляет один из медицинских проектов «Сбербанка». Скорость, с которой «Текстиль Коми» и другие фабрики набирают обороты, говорит о том, что это похоже на правду.

16 марта директор реутовского завода средств протезирования Андрей Лазарев заявил, что его предприятие начало экспериментировать с созданием одноразовых масок. Не имея возможности купить их где-либо еще, Лазарев решил использовать для их производства оборудование собственного завода, рассказал он во время одной из последних экскурсий по цехам.

Слух об этом распространился довольно быстро. Уже в тот же вечер Лазареву позвонил чиновник из реутовской администрации. Он хотел узнать, сможет ли завод производить маски для государственных учреждений, в том числе для местных поликлиник, школ и полиции.

Сейчас завод производит одноразовые маски со скоростью 1000 штук в день и планирует удвоить производство уже в ближайшее время. По словам Лазарева, его компания заказала достаточно сырья для того, чтобы сохранять подобные темпы производства вплоть до августа месяца. Однако поставщики пока не могут обеспечить нужный объем.

«Мы опирались на нашу военную историю. Я помню, когда я была ребенком, нам в школе рассказывали, как работать в чрезвычайных ситуациях. Это то, что мы делаем сейчас».
«Мы опирались на нашу военную историю. Я помню, когда я была ребенком, нам в школе рассказывали, как работать в чрезвычайных ситуациях. Это то, что мы делаем сейчас». Эван Гершкович / МТ

Однако не каждый регион способен опираться на собственное производство. Так, заместитель министра здравоохранения Ставропольского края Ольга Дроздецкая недавно заявила жителям, что пока аптеки пустуют, они должны сами шить маски для себя.

Тем не менее, в каких-то областях производство всерьез набирает обороты. На прошлой неделе губернатор Ивановской области – исторической столицы российского текстиля – объявил, что региональное правительство поручило семи компаниям, которые ранее не изготавливали медицинских масок, начать подобное производство, чтобы поддержать остальную часть страны.

Однако самая неотложная задача для местных чиновников – это защита собственных территорий. Так, контракт, который Харитонова подписала с мэром Сыктывкара, подразумевает, что она не будет продавать медицинские маски за пределы Коми.

Эта часть соглашения не беспокоит ее, несмотря на то, что у «Текстиль Коми» есть клиенты в других регионах, говорит Харитонова. Сейчас она чувствует особую ответственность за свою малую родину.

«У нас даже поговорка есть, — говорит она. – Сделано на севере северянами и для северян».

Оригинал этой статьи был опубликован 31 марта в англоязычной версии сайта. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку